Нормативно-правовые основы работы с обращениями граждан

Конституция Российской Федерации, являясь основным законом государства, закрепляет за гражданином право на обращение лично, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33 Конституции РФ). Правоотношения, связанные с реализацией указанного права регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в частности законом устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Порядок рассмотрения обращений граждан установленный данным Федеральным законом распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными законами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 года №1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Краснодарском крае», настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает дополнительные гарантии реализации права граждан на обращение в государственные органы Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае, а также организации, предприятия, учреждения, находящиеся на территории Краснодарского края, и к должностным лицам.

В министерстве здравоохранения Краснодарского края приказом министерства здравоохранения от 14 августа 2015 года №4657 «О совершенствовании работы с обращениями граждан в министертсве здравоохранения Краснодарского края» утвержден Порядок работы с обращениями граждан в министерстве здравоохранения Краснодарского края.

Как реализуется конституционное право граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь?

Правительством Российской Федерации, начиная с 1998 года, утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (далее – Программа), которой предусмотрены механизмы реализации конституционного права граждан РФ на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с положением части 1 ст. 41 Конституции РФ.

В соответствии с Программой, Краснодарский край ежегодно утверждает и реализует Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам в крае бесплатной медицинской помощи.

В рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатно предоставляются:

  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе неотложная медицинская помощь;
  • скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
  • жизненно необходимые лекарственные средства, изделия медицинского назначения, утвержденные в рамках территориальной программы.

Медицинская помощь населению оказывается в условиях: амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (амбулаторная помощь); больничных учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (стационарная медицинская помощь); дневных стационаров всех типов; учреждений скорой медицинской помощи или их структурных подразделений.

Государственные и муниципальные медицинские учреждения, а также иные медицинские организации, принимают участие в реализации территориальных программ, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования, бюджетным законодательством, постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2003 года №255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи контроле за их реализацией», а также законодательными актами субъектов РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Порядок разработки и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий государственным и муниципальным учреждениям за счет ассигнований бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также контроль за их выполнением осуществляются в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 31 июля 1998 года №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», а также законодательством РФ об обязательном медицинском страховании и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 №255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи иконтроле за их реализацией».

Установленные объемы медицинской помощи по видам и условиям предоставления включают, в том числе объемы деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по реализации национального проекта «Здоровье» и программы модернизации здравоохранения Краснодарского края, обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан и служат основой для формирования государственного (муниципального задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Что такое врачебная тайна?

Согласно ФЗ от 01 ноября 2011года №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»,Ст.13. «Соблюдение врачебной тайны»:

  • сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну;
  • не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей;
  • с письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований;
  • предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
  1. в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю.
  2. при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  3. по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
  4. в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
  5. в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
  6. в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  7. в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  8. при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
  9. в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
  10. в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Какой порядок определения группы инвалидности?

Порядок определения групп инвалидности регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь (независимо от формы собственности), направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных мероприятий. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу указываются данные о состоянии здоровья гражданина, результаты проведенных диагностических и лечебных мероприятий.

Гражданин может быть повторно (до истечения срока переосвидетельствования) направлен на медико-социальную экспертизу в связи с изменением состояния здоровья после проведения необходимых диагностических, лечебных мероприятий.

В случае если в медицинской организации отказано гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Более подробную информацию можно получить в федеральном казённом учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Минтруда России по адресу: 350000, г. Краснодар, ул. Чапаева, д. 58 либо по телефону 8 (861) 251-77-40 (горячая линия) либо 8 (861) 259-33-67 (приёмная руководителя).

Как обжаловать решение медико-социальной экспертизы?

Решение бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства может быть обжаловано в главном бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро (350000, г. Краснодар, ул. Чапаева, 58).

Решение главного бюро гражданин (его законный представитель) может обжаловать в месячный срок в Федеральном бюро на основании письменного заявления, подаваемого в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро (127486, г. Москва, ул. Сусанина, 3).

Какой препарат может выписать врач по федеральной льготе?

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в состав которой входит лекарственное обеспечение. Назначение лекарственных препаратов и выписка льготных рецептов при амбулаторном лечении осуществляется по результатам осмотра пациента, исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи, в рамках перечня лекарственных препаратов, утвержденного на федеральном уровне. В настоящее время данный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года №2782-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи». Перечень сформирован в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 года №871 «Об утверждении правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Может ли аптека отпустить другой препарат, вместо выписанного врачом по льготному рецепту?

Выписка и отпуск лекарственных препаратов льготным категориям граждан строго регламентированы приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года №785 «О порядке отпуска лекарственных средств» при отпуске лекарственного средства, включенного в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), а также иного лекарственного средства, отпускаемого бесплатно или со скидкой, работник аптечной организации может осуществлять синонимическую замену лекарственного средства. То есть отпустить тот же препарат, содержащий те же действующие вещества в соответствующих дозировках, но выпущенный другим производителем под другим торговым наименованием.

Можно ли восстановить право на получение набора социальных услуг, если ранее было подано заявление на получение денежной компенсации?

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» каждый гражданин вправе самостоятельно выбирать наиболее приемлемую для себя форму получения государственной социальной помощи - денежную или натуральную. Предусмотрена возможность отказа от получения набора социальных услуг в пользу денежной компенсации полностью или частично. Для этого достаточно подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации до 1 октября текущего года. Но принимать такое серьезное решение надо очень обдуманно. Особенно это касается тех, кто болен онкологическими заболеваниями, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, почечной недостаточностью.

По сути, переход от бесплатных препаратов к денежной компенсации для граждан означает резкое снижение качества жизни - месячный курс лечения большинства заболеваний стоит намного дороже.

Учитывая значимость вопроса, действующим законодательством предусмотрен также механизм возврата к получению набора социальных услуг. Для этого необходимо до 01 октября текущего года подать соответствующее заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ежемесячную денежную выплату, о возобновлении права получения набора социальных услуг (полностью или частично). Это право будет восстановлено с 01 января года, следующего за годом подачи указанного заявления.

Каков срок действия льготного рецепта?

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы №148-1/у-04 (л) и формы №148-1/у-06 (л), для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, действительны в течение 1 месяца со дня выписки.

В случае выписки таких рецептов гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы и детям-инвалидам, рецепты действительны в течение трех месяцев со дня выписывания. Для лечения хронических заболеваний указанным категориям граждан рецепты на лекарственные препараты могут выписываться на курс лечения до 3-х месяцев.

Куда пожаловаться на качество медицинской помощи?

Основной стратегический приоритет кубанского здравоохранения – обеспечение права каждого жителя нашего края на получение качественных и доступных медицинских услуг, независимо от места его проживания.

Но если Вы остались недовольны оказанной медицинской помощью, то существует несколько путей решения возникшей проблемы.

Прежде всего, Вы можете обратиться к главному врачу медицинского учреждения, где Вы проходили обследование или лечение: в каждой больнице и поликлинике размещен информационный стенд с фотографией и телефоном руководителя, который не только несет профессиональную ответственность за поведение сотрудников и организацию медицинского обслуживания, но и гарантирует качество оказываемых медицинских услуг.

Если Вам не смог помочь главный врач, звоните на «горячую линию» управления здравоохранением муниципального образования, где Вы проживаете.

В случае неудовлетворенности качеством медицинской помощи Вы можете обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую Вам полис обязательного медицинского страхования - телефон и адрес указаны на бланке полиса. Полис ОМС является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме программы государственных гарантий. Одной из основных задач страховой медицинской организации является защита прав и интересов застрахованных граждан, контроль объемов, сроков и качества медицинской помощи.

Также Вы можете позвонить на телефоны «горячих линий» государственных бюджетных учреждений здравоохранения, указанных на сайте министерства здравоохранения Краснодарского края, а также по телефону «горячей линии» министерства 8-800-2000-366.

По вышеуказанным телефонам Вы также можете обратиться в случае возникновения вопросов по льготному лекарственному обеспечению.

Здравоохранение Краснодарского края постоянно совершенствует систему оказания качественной и доступной медицинской помощи, поэтому «обратная связь» с жителями и гостями Кубани является действенным механизмом в достижении этой цели.

Как осуществить право пациента на выбор врача?

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.

В настоящее время действующее законодательство предусматривает также право на выбор врача и медицинского учреждения. Так, Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №323) в ст. 10 устанавливает возможность выбора медицинской организации и врача в качестве способа обеспечения доступности и качества медицинской помощи.

Пациент вправе выбирать врачей и медучреждение (поликлинику, больницу), где лечиться по полису обязательного медицинского страхования. В медучреждении гражданин вправе не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) выбирать: врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Праву на выбор врача и медицинской организации посвящена статья 21 Федерального закона №323. Реализация указанного права осуществляется в зависимости от вида медицинской помощи и порядка ее предоставления. Так, часть 1 статьи 21 Федерального закона №323 устанавливает, что при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача - с учетом согласия врача. Таким образом, для реализации указанного права помимо волеизъявления пациента необходимо наличие двух составляющих - утвержденного порядка и согласия врача.

Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2012 года №406н.

Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации.

При осуществлении выбора медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, гражданин должен быть ознакомлен с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) или фельдшеров, с количеством граждан, выбравших указанных медицинских работников, и сведениями о территориях обслуживания (врачебных участках) указанных медицинских работников при оказании ими медицинской помощи на дому.